ХVII Всероссийский фестиваль
импровизационной музыки
«JAZZ в Кремле с Ольгой Скепнер»
Музыкальный фестиваль

Ольга Скепнер: «Я не «загламурила» джазовый фестиваль»

Автор 28.07.2013 в рубрике Новости
Ольга Скепнер: «Я не «загламурила» джазовый фестиваль»

ОДНОЙ ИЗ ФИШЕК «ДЖАЗА В УСАДЬБЕ САНДЕЦКОГО» В ЭТОМ ГОДУ БУДЕТ РУССКИЙ ДЖАЗ

Радость для поклонников джаза – джазовый фестиваль в музее ИЗО – вот-вот
начнется. Сегодня его музыкальный директор Ольга Скепнер рассказывает
корреспонденту «БИЗНЕС Online» о том, почему она не боится конкуренции, о
скандале на телеканале «Культура», а также объясняет, по какой причине артисты
рвутся выступать в Казани.

«БУДЕТ СВОЯ ЛИНИЯ ОДЕЖДЫ»

— Ольга, я хотела начать наш разговор с предстоящего джазового фестиваля, но
узнала, что вы – неожиданно – запускаете свою коллекцию одежды. Это правда?

— Я всегда предпочитала одежду, которую мне шили специально. Придумывать свою
одежду мне предложил дизайнер Рустам Исхаков, с которым я давно сотрудничаю. Он
соединил меня с объединением молодых дизайнеров Казани, я начала сотрудничество
с Марией Зверевой и Рустамом Латыповым – это два человека, на которых все
замыкается. Это молодые дизайнеры, а я всю жизнь общаюсь с молодежью, со своими
студентами, отсюда берется энергетика, обмен идеями. Исхаков сказал, что этих
молодых дизайнеров нужно поддержать, они молодцы, но пробиться новичкам в мире fashion
очень трудно, это тот же шоу-бизнес. Нужны деньги и только деньги, на талант
часто не смотрят. И Рустам, зная мое мнение о том, что артист на сцене должен
выглядеть как артист, предложил мне попробовать себя в новом качестве.

— Да, в Казани даже пошли одно время несправедливые разговоры, что вы «загламурили»
джазовый фестиваль.

— Я его не «загламурила», я просто требую, чтобы артист выходил на сцену не в
сандалиях и носках, а в лаковых ботинках. Посмотрите на Спивакова, на других
людей, закончивших консерватории, – в нас культура выхода на сцену заложена
основательно. Артистов на фестивале приходилось убеждать, потому что многие
говорили: «Зачем это все? Ну приду я в рваных джинсах, и что с того?» Первые
годы фестиваля были обвинения, что артисты выходят на сцену, словно только что с
дивана встали. Было такое. А меня обвиняют, что я фест «разгламурила». В любом
случае равнодушных нет, а это уже хорошо.

— Вернемся к коллекции одежды. Это будет кэжуал?

— Нет, я буду делать вечерний вариант, с ним всегда трудности. Женщины более
крупного размерного ряда всегда с этим сталкиваются. И всегда слышим одно и то
же: «Полный шкаф одежды, но что мне надеть?» Сейчас повседневной одежды (кэжуал)
очень много, ее легко купить в Казани, а вот с вечерними вариантами сложнее.
Меня долго спрашивали: «Эта одежда будет джазовая?» Есть ошибочное мнение, что
джаз – это мода только 20-х годов прошлого века. Это не так. Было много периодов
и стилей, включая этнику. Я хочу создать несколько разных образов. Коллекция
поступит в продажу в ноябре-декабре этого года, размерный ряд будет до XL.

— Кто в этом году делает ваш образ на фестивале?

— Меня познакомили с дизайнером Зариной Бабаджановой, она занимается
мусульманской модой и делает все, вплоть до люксовой одежды для женщин-мусульманок.
На джазовом фестивале этого года Зарина будет делать мои образы. Но всех нас
будет курировать Рустам Исхаков, он смотрит сверху, и ему все видно.

«МОЙ ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК ЗАВАЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ»

— Чем в этом году фестиваль «Джаз в усадьбе Сандецкого» будет отличаться от
фестивалей прошлых годов?

— Будут новые фишки. Трудно, наверное, в это поверить, но я год занимаюсь этим
проектом. Мой почтовый ящик завален кучей предложений. Наш фестиваль в России –
это точно – очень популярен. Многие артисты хотят к нам приехать. Аура Казани и
того, что у нас сейчас происходит, тоже играет не последнюю роль. Наша команда
встречает артистов без сучка и задоринки, спасибо за это и музею ИЗО, мы все
вместе собираемся, и все вместе делаем классный проект. Мы селим артистов в
отличные отели. У нас шикарный трансфер, чайные столы и обеды с куропатками в «Купеческом
собрании». Артисты уезжают из Казани просто изумленные. Так что слух о нас среди
музыкантов идет, и многие хотят к нам приехать. Свои программы на мою почту
присылают и известные артисты, и молодые. И все это нужно проанализировать. Я
раньше удивлялась: как же так, крупнейшие музыкальные директора фестивалей
отсматривают тысячи таких заявок, как же они справляются? У меня, конечно,
заявок меньше, но это тоже непросто. Это огромный труд, уже нужны помощники.

— Как составляется программа таких вечеров?

— Все вечера должны быть разными по тематике. Это первое. Я должна учитывать
вкусы наших многочисленных зрителей. Один день должен быть посвященным
мейнстриму, в этом году он, к сожалению, выпал, потому что из-за Универсиады у
нас на этот раз фестиваль короче. Должна быть босанова, должен быть
отджазированный этнический компонент, я иду по стилистике. Так что каждый из
этих вечеров – это фишка.

— В прошлом году вы начали развивать такую тему, как русский джаз. Он будет в
этом году?

— Это тема непростая, из-за нее случился скандал у Аркадия Шилклопера на проекте
«Большой джаз» на телеканале «Культура». Мне очень понравился этот проект, и
практически всех его участников я знаю, они выступали на нашем фестивале.
Шилклопер посидел на вечерах четырех, а дальше случилась история. Устроители
проекта пригласили американских артистов, которые играют только в одном стиле –
старый, добрый джаз, американский свинг. А там было много наших артистов,
которые играют свою музыку, и ее надо было бы обязательно показывать, но канал «Культура»
это запретил. Шилклопер сказал: «Зачем нам этот свинг? Мы все его прекрасно
знаем, но мы, российские музыканты, мы другие. У нас есть своя музыка, у наших
ребят есть свои композиции, и их можно показывать». Джаз – это не авторство, это
прежде всего импровизация. Мы другие, у нас русская душа. Вот об этом говорил
Шилклопер. В соцсетях мы все его поддержали, это естественно. И Аркадий
Шилклопер – всемирно известный музыкант, он встал и ушел с этого проекта. И не
стал ничего комментировать.

— И вы будете на нашем фестивале продвигать русский джаз?

— Частично да. Я начала аккуратно это делать еще в прошлом году. Начала с
композиции Раймонда Паулса, чтобы адаптировать публику, потому что говорили, что
русский джаз – это парадокс. Ничего подобного! У нас огромное количество своих
композиторов, которые пишут джаз.

— Когда Раймонд Вольдемарович начинал писать джаз, он еще жил в СССР.

— Безусловно, но эти корни забываются. В этом году к нам приедет Варя Визбор –
внучка Юрия Визбора. Она приедет с русским проектом. Варя – очень лучезарный
человек, с высокой тесситурой голоса, очень сценичная. Просто очень хорошая
девочка, которая хорошо поет. На русском языке. Я полагаю, что наш язык тоже
должен звучать. Мы не должны только перепевать американские стандарты. Это,
возможно, и нужно, но в определенной дозе. Что за мода пошла возить все время
сюда черных артистов? Они все, конечно, прекрасные, но мы не хуже. В России
такие артисты, что это их надо продвигать в Америку и Европу. Это происходит, но
с большим трудом. Тем не менее на Монтре и так далее наши появляются и берут
премии. Еще одна наша фишка этого года – это Фило Машада, легендарный музыкант
из Сан-Пауло. Он три часа может стоять и импровизировать просто без темы. Именно
по-бразильски. Это очень дорогой проект для нас, потому что мы берем этого
музыканта не из тура, он просто к нам приезжает и не один, а с музыкантами, с
которым он сыгран.

«МЫ РЕПЕТИРУЕМ ПО SKYPE»

— Кто откроет проект?

— Этери Бериашвили. Она привезет нам красивый грузинский компонент. В этом году
Этери приезжает с Александром Лосевым, который сделал собственные аранжировки,
его композицию буду исполнять и я, мы сейчас с Лосевым по Skype репетируем. А
что делать?

— Оля, в вас-то мы еще услышим?

— Да, 22 августа в проекте «Диалоги». Это будет мой диалог с Артуром Горбуновым
– басистом, который для меня является кумиром. Я пытаюсь сделать с ним
собственный проект и надеюсь, что у нас получится. Горбунов приезжает за день до
концерта, будут плотные репетиции, пока же обмениваемся нотами и тоже репетируем
по Skype. И наверное, 22 августа впервые прозвучат две мои собственные
композиции.

— Такой женский вопрос: вы приглашаете очень сильных солистов. Вы не боитесь
конкуренции?

— Я еще и с Филом Машадо хочу спеть. Это моя мечта. Я не думаю о конкуренции,
когда я лечу к ним, я думаю только о музыке, о том, как побыть с такими
мастерами. Пожить хоть день в их мире и обогатиться. Эти встречи всегда очень
плодотворны. Ни для кого из музыкантов не секрет, что надо играть с музыкантами
выше тебя по уровню и никого не бояться. Если осаждать себя, не будешь расти. Я
все время хочу двигаться, музыканты со мной устали, я каждый раз приношу для их
новые ноты и ставлю новые задачи.

— Кто будет еще из казанских музыкантов?

— Олег Анохин, мы будем исполнять его вещи. Очень хотели пригласить «Руден джаз-бенд»,
но фестиваль в этом году короткий, не успеваем.

— Некоторые казанские джазмены обижаются, что вы их не приглашаете. Почему?

— Как бы я ни относилась к музыканту, но если я вижу, что он растет и
продвигается, он всегда будет на нашем фестивале. Мне нужны такие музыканты.
Надо развиваться и расти. Если этого не будет, мы в Казани будем очень
местечково звучать. У меня нет амбиций, для меня главное – дело.

«ДОЛГИ ВИСЕЛИ НА МНЕ»

— Фестиваль выходит хотя бы в нули?

— У нас по-разному бывает. Несколько лет были жуткие долги, они висели на мне.
Потом мы их закрыли. Так случилось – была отмена концерта из-за терактов в
Казани, из-за гибели «Булгарии». Тогда Шилклопер отдал весь свой гонорар в
пользу потерпевших. Погода подводит. Всякое бывает. Мы спокойно к этому
относимся. Ну вот наш бизнес таков, надо просто продолжать работать.

Справка

Ольга Скепнер родилась в Ульяновске. Закончила Казанскую консерваторию,
аспирантуру при ней и Московской консерватории, защитила кандидатскую
диссертацию. Доцент консерватории и кандидат искусствоведения. Музыкальный
директор фестиваля «Jazz в усадьбе Сандецкого». Режиссировала «Аксенов-фест» и
была режиссером концертной площадки Универсиады, где подготовила 19 концертных
программ.

Татьяна Мамаева, «Бизнес-online», 28.07.13

p

/p- Как составляется программа таких вечеров? практически всех его участников я знаю, они выступали на нашем фестивале.