1 АВГУСТА 2019
Джаз-трио К.И.М. (Россия)
Джаз-трио К.И.М. — это новый проект с участием выдающегося гитариста советского и российского джаза, народного артиста России Алексея Кузнецова. Вместе с ним выступит Александр Миронов (фортепиано) и Игорь Игнатов (ударные инструменты).
АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ (гитара)
Родился 6 сентября 1941 г. в Челябинске. Отец, Алексей Алексеевич Кузнецов-старший (р. 1913) — также известный джазовый гитарист, играл в Государственном Джазе СССР (1938), много лет проработал в знаменитом в 50-е гг. инструментальном квартете под управлением Бориса Тихонова, а также в эстрадно-симфоническом оркестре Всесоюзного Радио и Центрального Телевидения под управлением Юрия Силантьева (1955-62). Мать работала преподавателем иностранных языков в МГПИИЯ им. Мориса Тореза.
Кузнецов-младший получил среднее музыкальное образование, закончил московское музыкальное училище им. Октябрьской революции по классу домры. Существует легенда, что домру эту (в начале 60-х в отечественных музыкальных учебных заведениях шестиструнную гитару, при Сталине вовсе запрещенную, еще не преподавали) Кузнецов по сдаче последнего экзамена публично разбил о дерево во дворе училища, но сам он это отрицает — говорит, что домра до сих пор хранится где-то в его московской квартире.
После окончания училища Алексей Кузнецов поступил на работу в эстрадно- симфонический оркестр Гостелерадио СССР п/у Юрия Силантьева (там он проработал 13 лет, пока оркестр не превратился окончательно в аккомпанирующий состав официозных эстрадных певцов); с 1975 г. перешел на работу в Государственный симфонический оркестр.
Джазовая работа Алексея Кузнецова началась еще в 60-е. Уже в 1963 он играет в дуэте с гитаристом Николаем Громиным, ранее — участником легендарного квинтета Вадима Сакуна, с которым Громин первым из советских джазовых гитаристов ездил за рубеж (на варшавский «Джаз-джембори-62», где заслужил опубликованную в Down Beat’е похвалу трубача Дона Эллиса).
Первоначально Кузнецов в дуэте с Громиным выполнял подчиненную, аккомпанирующую роль, но уже в конце 60-х дуэт зазвучал на равных. В дуэте с Николаем Громиным Кузнецов работал очень много, выпустил два LP («Джанго», 1977, и «Десять лет спустя», 1989). В начале 80-х Громин выехал в Данию, где живет и сейчас, но при почти ежегодных приездах в Москву обязательно выступает с Кузнецовым.
Кроме работы с Громиным, Кузнецов в 60-е гг. много записывается. Первая его грамзапись — номер на сборнике «Джаз-65» (в квартете пианиста Владимира Кулля). Затем появились записи с Игорем Брилем (первая советская джазовая запись с органом Hammond, на котором играл Бриль!), пианистом Вагифом Садыховым, вибрафонистом Леонидом Гариным. Гитарист участвовал в одной из первых советских симфоджазовых записей — сессиях композитора Алексея Мажукова 1967-69 гг. с участием Игоря Бриля, Геннадия Гольштейна и др. В рамках этих сессий впервые была записана одна из самых известных авторских тем Кузнецова — «Алеша».
В 70-е гг. Кузнецов много работал с пианистом Леонидом Чижиком (сейчас живет в Германии). Один из результатов этого сотрудничества — LP «Мелодии Джорджа Гершвина», записанный в трио (Чижик, Кузнецов и басист Алексей Исплатовский).
Когда в 1975 г. Кузнецов перешел в Оркестр кинематографии, он создал внутри него джазовый квартет с участием Алексея Исплатовского (контрабас), Игоря Назарука (фортепиано) и Андрея Чернышева (барабаны). Квартет выпустил на «Мелодии» LP «Утверждение», выступал на «Джаз-Джембори- 79» в Варшаве (там вместо Чернышева играл поляк Казимеж Йонкиш). Кроме чисто джазовой работы, квартет много работал с известным композитором Мурадом Кажлаевым, став его «штатным» составом для записей и концертов.
В начале 80-х Алексей Кузнецов выпускает первую сольную пластинку — «Голубой коралл». Часть ее записана соло, часть — с Исплатовским, Назаруком и другими музыкантами. В 1996 г. этот альбом с добавлением других записей тех же лет был переиздан на CD лейблом SoLyd Records (под названием «Голубой коралл плюс»).
В течение 80-х Кузнецов регулярно выступает в разных составах на международных фестивалях в Европе, США (с ансамблем Игоря Бриля), а также в странах Юго-Восточной Азии. В апреле 1988 со своим тогдашним трио (трубач Александр Фишер и контрабасист Анатолий Соболев) впервые в истории играл в прямом эфире для космического экипажа — Владимира Титова и Мусы Манарова, на тот момент работавших в космосе пятый месяц.
В конце 80-х выходит еще один альбом — «Концерт в Олимпийской деревне», записанный с вибрафонистом Сергеем Чернышевым (сейчас живет в Мексике), бас-гитаристом Александром Ростоцким и барабанщиком Евгением Рябым.
В 90-е гг. продолжает активно выступать в самых разных составах. Работает консультантом Музыкального салона «Аккорд», где ведет регулярные (в 1996-98 гг. — еженедельные!) мастер-классы. В эти годы Алексей Алексеевич получает звание «Заслуженный артист РФ», готовит учебные видеопрограммы («Гитара в джазе»), издаваемые «Аккордом». Им написан учебник «Из практики джазового гитариста» (1992, второе издание 1993).
Наиболее заметные проекты последних лет — первое «Супертрио» (с пианистом Даниилом Крамером и альт-саксофонистом Георгием Гараняном, 1996- 97), трио с Даниилом Крамером и валторнистом Аркадием Шилклопером, второе «Супертрио» (с аккордеонистом Владимиром Данилиным и бас-гитаристом Александром Ростоцким), с которым он участвовал в записи выпущенного лейблом Boheme Music альбома «Once I Loved».
Состав коллектива:
Алексей Кузнецов — гитара
Александр Миронов — фортепиано
Игорь Игнатов — барабаны