Неделя этники: армянский джаз и крымско-татарская музыкальная история

Автор 03.08.2016 в рубрике Новости | Без комментариев
Неделя этники: армянский джаз и крымско-татарская музыкальная история

4 августа на фестивале «Jazz в усадьбе Сандецкого» выступят гитарист-виртуоз Энвер Измайлов и бэнд пианиста Манука Газаряна

Продолжается программа X Международного фестиваля импровизационной музыки «Jazz в усадьбе Сандецкого». Завтра, 4 августа, в программе фестиваля двойной концерт: в первом отделении зрители услышат выдающегося гитариста-виртуоза, народного артиста Украины, мэтра джазовой музыки Энвера Измайлова (программа «The Wall»/«Стена»); во втором выступит бэнд молодого талантливого пианиста Манука Газаряна в составе: Айк Григорян (труба), Даниил Федоров (саксофон), Антон Горбунов (бас-гитара), Давид Сагамонянц (барабаны). Российско-армянский коллектив представит этно-фьюжн программу «Ritminuendo» (игра слов, в вольном переводе — «постепенное уменьшение движения, ритма»). Начало концерта в 19.00, вход в парк Государственного музея изобразительных искусств РТ будет открыт с 18.00.

Легендарный гитарист и композитор Энвер Измайлов известен широкой публике как экспериментатор, соединяющий джаз-рок и этническую музыку. Измайлов родился в Узбекистане, окончил Ферганское училище искусств по классу фагота, позже самостоятельно освоил электрогитару и «изобрел» тэппинг — прием игры, при котором пальцы обеих рук лежат на грифе гитары и звук извлекается быстрым прижатием струн, а не ударом или щипком. В начале 1990-х гитарист переселился в колоритную деревушку близ Симферополя, где стал собирать музыкальный фольклор своих предков, крымских татар. Оказалась, что техника тэппинга органична для крымско-татарской музыки с ее головокружительными нечетными ритмами и хитроумной мелизматикой. Когда Измайлов «десятипальцевой методой» извлекает из своей ни на что не похожей гитары волшебные звуки, сложно поверить, что на сцене играет всего лишь один человек.

Вскоре необычный стиль и манера игры гитариста-виртуоза получили широкое признание: Энвер одержал победу на Международном конкурсе гитаристов в Лозанне (Швейцария), стал участвовать во всевозможных фестивалях и конкурсах по всему миру. В США и Германии, Франции и Финляндии, Голландии и Норвегии, Швеции и Бельгии, Дании и Италии, Эстонии и Литве, России и Украине — всюду «изумительная этника» Измайлова находит своего слушателя. Критики пишут, что в руках Энвера шестиструнная звучит, «как старинная лютня и как среднеазиатский дутар, как турецкий уд и как самый современный синтезатор», а его «поразительное мастерство в сочетании с гениальной самобытностью рождают музыку, подобную чуду».

Манук Газарян — талантливый пианист и композитор, чья проникновенная музыка, наполненная духом солнечной Армении, известна любителям джаза как в России, так и во многих странах мира. Созданный им Manuk Gazaryan Band — участник многих престижных джазовых фестивалей, победитель Bucharest Jazz Competiton и финалист «Усадьбы Jazz» в Москве. Музыканты бэнда — участники фестивалей во Франции, Германии, Нидерландах, России, концертов в Никосии (Кипр), Бейруте (Ливан) и др.

Комментируя программу юбилейного форума, музыкальный директор фестиваля «Jazz в усадьбе Сандецкого» Ольга Скепнер, отметила, что этнике в этом сезоне уделено особое внимание: «Важнейший вектор музыкального искусства сегодня – это идея «мировой музыки», «встреча» самых разных традиционных культур, интеграция музыки разных континентов в одном произведении или в одном музыкальном проекте… По сути это духовная потребность современного искусства — тяготение к полистилистике, к плюрализму, к смешениям исторически и географически отдаленных элементов, которое дало основание для нового применения слова «эклектика», — сказала она.

Оставить комментарий