ХVII Всероссийский фестиваль
импровизационной музыки
«JAZZ в Кремле с Ольгой Скепнер»
Музыкальный фестиваль

Интервью Ольги Скепнер порталу «Kzn.Urpur.ru»

Автор 13.05.2013 в рубрике Новости
Интервью Ольги Скепнер порталу «Kzn.Urpur.ru»

Ольга Скепнер: «Меня обвиняют в том, что я «разгламурила» фестиваль»
6 Май 2013

Джазовая вокалистка, музыковед, педагог, директор Art of Jazz Company за семь лет сумела небольшой междусобойчик превратить в настоящий бренд — «Jazz в усадьбе Сандецкого».

Откуда ваша любовь к музыке?

Мама всегда хорошо пела, она – талантливый самородок, хотя медик по образованию. Мои родители родом из Казани, но в свое время отец получив второе высшее образование в Москве в Плехановском институте, уехал работать в Ульяновск с семьей, — всегда был на руководящей должности сначала на кондитерской фабрике «Волжанка», потом — на ульяновском «Гормолзаводе». Он был разносторонний человек, писал стихи, немного играл на аккордеоне. В 2000 году я уехала в Казань, поступила в консерваторию на теоретико-композиторский факультет. Меня всегда сюда тянуло, — корни, может быть?

А когда в вашей жизни появился джаз?

С ученической скамьи в музыкальном училище: слушала виниловые пластинки, пела бэк-вокалисткой на студии. На первом курсе консерватории знакомые привели меня в джаз-клуб Jolly Roger. Помню, выступали саксофонист Сергей Баулин и пианист Олег Анохин. Слушала их, удивляясь, что в Казани так хорошо играют джаз! Позднее запела с ними и вошла в состав Jazzia.

Тогда и задумали джазовый фестиваль?

Не совсем так. Идея родилась у нас троих — мы с Олегом и директор музея ИЗО Розалия Нургалеева. В мае 2007 года она пригласила наш коллектив Jazzia выступить на международной акции «Ночь музеев». Мы выступали open air – на бортике возле выставочного зала, как уличные музыканты. На тот момент казанская публика немного меня уже знала. Помню, что люди, пришедшие в музей смотреть картины, не ожидавшие никакого джаза, были очень довольны, вызывали нас на «бис». Вот мы и задумались: что, если проводить музыкальные вечера постоянно, лето впереди, — может быть, двухдневный фестиваль? А Розалия Миргалимовна любит масштабные проекты: почему лишь два дня, давайте семь, чего уж мелочиться? В итоге остановились на восьми – каждый четверг два месяца подряд. Первый фестиваль прошел в 2007 году. Это сейчас мы понимаем, какой груз взвалили на себя: я не вижу своих детей, они в это время живут у моей мамы. Но проект того стоит.

Тяжело было начинать все с нуля?

Не то слово! Вся работа по букингу артистов и режиссуре проекта легла на меня. Розалия Миргалимовна занималась поиском спонсоров и партнеров, оформлением площадки. Но еще нужно было как-то привлечь публику! Сейчас мы делаем все сообща — ведь это наше общее дитя. В первый раз большая часть исполнителей были казанские, остальные приглашенные – москвичи. В первый день фестиваля пришли тридцать зрителей, на второй – пятьдесят. А на третий полил дождь. Но и тогда я не побоялась привезти знаменитого саксофониста Алексея Круглова, который играет сложную авангардную музыку. Публика это «съела», как ни странно. Может быть, потому что я попыталась донести до зрителей суть такой музыки. И люди мне поверили.

Кого из знаменитых музыкантов вы привозили?

Это имена, которыми мог бы похвалиться любой джазовый фестиваль мира! Американцы: Симус Блэйк, Гари Смулиан, Текора Роджерс, Дэйв Кикоски, Джулиус Грин, Хендрик Мёркенс, Дональд Эдвардс, Алекс Сипягин и Борис Козлов. К нам приезжали почти все отечественные музыканты, лучшие из лучших: Энвер Измайлов, Аркадий Шилклопер, Павел Чекмаковский, Евгений Борец, Андрей Кондаков, Герман Лукьянов и «Каданс», Therr Maitz, Иван Фармаковский, Яков Окунь, Ирина Родилес, Полина Зизак, вокальные коллективы A’capella ExpreSSS и Man Sound. Осваиваем европейское пространство: Матиас Сороф, Влад Быстров, Тамара Рэйвен, Виталий Имерели, Юрки Кангас. Кроме того, с приветствием на фестиваль приезжали известные джазовые критики и журналисты: Кирилл Мошков и Михаил Митропольский.

С каждым годом зрителей в усадьбе Сандецкого все больше. Это настоящие поклонники джаза?

Публика делится на две части – та, которая действительно понимает и слушает эту музыку. И, так сказать, «тусовка», которая приходит сюда, потому что это сейчас — модный проект. Меня сегодня даже обвиняют в том, что я немного «разгламурила» фестиваль. Но я думаю, что и «новый» зритель, побывав у нас раз-другой, получит настоящее эстетическое наслаждение. Наши двери открыты для всех!

Чем, вернее, кем собираетесь удивлять публику в этом году?

Это новые проекты: Варя Визбор, внучка Юрия Визбора, с русской джазовой программой, потрясающая Этери Бериашвили, квинтет Антона Горбунова – колоссального басиста, приедет любимец казанской публики Сергей Хутас, прозвучит и совместный проект от Skepner’s Band и столичных музыкантов. Завершит фестиваль чернокожий певец и гитарист Фило Машадо, которого мы везем с бразильским составом. Будет на кого посмотреть и что услышать.

А еще важно знать, что Ольга не перестает учиться и совершенствоваться. Она получила академическое музыкальное образование: музыкальное училище, теоретико-композиторский факультет Казанской консерватории, аспирантура. Она имеет и филологическое образование. Защитила диссертацию и стала кандидатом искусствоведения, постоянно публикует статьи по проблемам современной академической музыки, приняла участие во многих российских и международных научных конференциях, а в 2006 году получила Третью премию на II Всероссийском конкурсе «Наука о музыке: Слово молодых ученых».